Лаос старается большим на плотинах, поддерживаемых Китаем. Его экономика платит цену -сообщает admin из laotimes.com
Издание Laos Bet Big on China-Backed Dams. Its Economy Is Paying the Price | The Lao Times в рубрике Asia,Laos опубликовало 2025-09-05 16:56:00, что
Правительство Лаоса имеет давние планы по превращению местной страны в 8 миллионов человек в «батарею Юго -Восточной Азии», экспортируя электроэнергию, производимую гидроэнергетическими плотинами вдоль реки Меконг. Планы основаны на растущем спросе на возобновляемые источники энергии, поскольку регион отключается от ископаемого топлива, причем логика заключается в том, что будущие доходы будут увеличить экономику страны и обеспечить легитимность правящей народной революционной партии или LPRP, которая управляет однопартийным государством с 1975 года.
Чтобы достичь этого видения, LPRP за последние 20 лет построил десятки плотин на небольших реках и притоках Меконга, а два в настоящее время работают на главном канале реки. Плотина Xayaburi на севере, которая открылась в конце 2019 года по цене 3,8 миллиарда долларов, экспортирует электроэнергию в Таиланд, в то время как плотина Дон Сахон на дальнем юге, которая началась в начале 2020 года после того, как стоила 720 миллионов долларов, поставляет Камбоджу. Еще три плотины – какая -либо стоимость более 1 миллиарда долларов – находятся в стадии строительства вдоль основного потока Меконга и начнут генерировать электроэнергию к 2033 году.
Несмотря на этот прогресс, Лаос сталкивается с серьезными препятствиями, которые в последние годы стали главными, в том числе растущий долг кризис, поскольку страна изо всех сил пытается погасить кредиты, используемые для оплаты строительства плотин. Среди более широких экономических препятствий и за десятилетия до тех пор, пока экспорт гидроэнергетики не достигнет своего полного потенциала дохода, планы развития Лаоса находятся на критическом этапе.
Большинство проектов плотин в Лаосе были финансированы за счет высокопроцентных кредитов из Китая и Таиланда, с некоторым дополнительным кредитом из других источников, включая Вьетнам, Малайзию и многосторонние банки развития. Строительство так много плотин имеет серьезные социальные и экологические побочные эффекты, включая снижение запасов рыбы и снижение уровня воды, в результате чего можно рисковать жилищность. Но правительство Лаос было готово отложить эти опасения в его стремлении к быстрому экономическому росту.
В настоящее время на электроэнергию приходится 15 процентов экспорта Лаоса, принеся 980 млн. Долл. США в 2024 году. Потенциал огромный, поскольку прогнозируемый доход может превышать 12 миллиардов долларов к 2055 году. Но на данный момент деньги от гидроэнергетических плотин – это падение ведро по сравнению с бременем долга страны, которые достигли 13,8 млрд. Долл. США в 2023 году – то же самое, что и его gdP. Из этого 75 процентов – или 10,5 миллиардов долларов – причитаются зарубежным странам, на которых Китай составляет около половины. Несмотря на то, что детали непрозрачны, известно, что некоторые из более крупных займов были получены из Банка экспорта-импорта Китая и Банка развития Китая.
Лаос изо всех сил пытался заплатить своим кредиторам после экономического поражения от пандемии Covid-19: лаосский кип упал в стоимости, и запасы иностранной валюты сократились. Инфляция выросла до 31 процента, и, хотя с тех пор она ослабла, повышенные расходы остаются бременными для домохозяйств. Правительство Лаоса в настоящее время зависит от значительных ежегодных долг из Пекина, чтобы оставаться на плаву, поскольку для страны политически невозможно невыполнить дефолт по его кредитам: для Китая это будет означать, что для раскрытия недостатков в финансировании проектов с высокой инфраструктурой за рубежом, в то время как Лаос будет сигнализировать о неудаче стратегии роста LPRP.
Основной проблемой в плане развития, ориентированного на инфраструктуру Лаоса, является долгосрочная задержка между строительством плотины и реализацией значительных доходов от электроэнергии. Лаотские государственные фирмы имеют лишь миноритарную долю в большинстве крупных плотин страны, причем основная часть строительных работ, выполненных китайскими или тайскими компаниями, под моделью передачи на строительство. После завершения иностранные фирмы управляют гидроэнергетическими заводами в течение 20-25-летних периодов концессии, прежде чем они будут переданы лаотским фирмам. До тех пор Лаос получает только ограниченную часть полученных доходов.
В течение периодов концессии часто уже существуют соглашения о покупке для экспорта электроэнергии за рубежом или в некоторых случаях, чтобы направить ее в национальную сеть через государственную коммунальную службу, Electricit Du Laos или EDL. До тех пор, пока эти сделки не истекают, у Вьентьяна мало места для перехода. Существует также обеспокоенность по поводу чрезмерной мощности, поскольку в Лаосе уже есть 76 гидроэнергетических плотин, а еще 43 запланированы.
Затрачиваемые десятилетия, пока гидроэнергетические плотины не достигнут своего потенциала, приносящего доход, инфраструктура больше не может быть единственным фактором экономики Лаоса.
Более непосредственная обеспокоенность заключается в том, что, несмотря на увеличение производства электроэнергии, национальная сеть Лаоса продолжает испытывать годовую нехватку в течение сухого сезона с ноября по апрель, когда внутренний спрос является наибольшим. Это привело к тому, что Лаос регулярно перевозил электроэнергию из Таиланда по более высокой стоимости, особенно в районах, где поселениям не хватает связей с национальной сетью. В краткосрочной перспективе для решения проблемы необходимы инвестиции в инфраструктуру сетки и линии передачи с более высоким напряжением, но это деньги, которых, вероятно, не имеет у EDL, страдающего от наличных.
В ответ правительство Лаотса пообещало закончить проекты, которые имеют решающее значение для национального энергоснабжения, которое приносит национальную плотину NAM NGUM 3, которая завершена на 80 процентов и установлена на 2027 год, в то время как диверсифицирует свой сочетание возобновляемых источников энергии, чтобы сгладить колебания, связанные с гидроэнергетическими плотинами. В начале этого года в Центральном Лаосе открылись двенадцать крупных солнечных проектов, с 50-мегаваттом, открытым в провинции Хаммуане в Центральном Лаосе. Правительство также поддерживает мелкие солнечные проекты менее 5 мегаватт каждый для решения местной нехватки.
Тем временем, общественный гнев растет по сравнению с законопроектами о энергии домохозяйства, которые удвоились с начала 2025 года. Правительство пообещало пересмотреть сделки по покупке между компаниями EDL и гидроэнергетическими компаниями, после того, как EDL заявил, что необходимы более высокие счета для финансирования сетки в отдаленных районах. Сам EDL имеет долг в размере около 5,4 миллиардов долларов и был вынужден уступить контроль большинства китайской фирме, Китайской южной энергетической сети, которая обеспечила значительное влияние на энергетический сектор Лаоса посредством 25-летнего концессионного соглашения для управления линиями передачи.
Поддержанная Китаем сделка с EDL подняла вопросы о том, попал ли Лаос в «долговой ловушке», разработанной Пекином. Тем не менее, повествование о том, что Китай насильно поймал своего соседа, упрощена. План Лаоса стать «батареей» в Юго-Восточной Азии предварительно датируется запуском инициативы по финансированию инфраструктуры по поясу и дорожной инфраструктуре. И Лаос уже принял кредиты за свои ранние проекты плотины от поддерживаемых западными многосторонними банками в начале 2000-х годов. Для лидеров Лаоса информация Китая соответствовала их планам роста.
По-прежнему ли Лаос остается в Китае, будет зависеть от своих соседей в Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, особенно когда истекает соглашения о концессии на плотинах, построенных в Китае. Региональный блок из 10 человек давно предполагал, что разработка «АСЕАН-силовая сетка»-идея, разработанная в конце 1990-х годов-с Лаосом, играя центральную роль в качестве центра экспорта электроэнергии. Уже была проведена работа по соединению Лаоса через Таиланд и Малайзию с Сингапуром, чтобы обеспечить надежный источник питания, поскольку регион переходит к возобновляемым источникам энергии. В то время как 80 процентов электроэнергии Лаоса в настоящее время продаются в Таиланд и Вьетнам, он начал продавать в Сингапуре в 2022 году, и работа по модернизации этой ссылки продолжается.
Вьетнам, в частности, имеет все возможное, чтобы стать более крупным покупателем лаосской электроэнергии, учитывая растущее население в 101 миллион и необходимость импорта большего количества энергии для удовлетворения потребностей ее производственных отраслей. Ханой может рассматривать как экономические, так и стратегические рациональные рациональные средства для импорта большей власти от своего соседнего союзника: в дополнение к повышению собственной энергетической безопасности Вьетнама, он обеспечит необходимый доход Лаосу, который облегчит его экономическую зависимость от Китая, который Вьетнам осторожно относится.
В более широком смысле, Laos делает ставки на будущий спрос по всему региону, и к 2050 году региональный спрос на энергию будет утроиваться. В настоящее время 83 процента потребностей в энергетике Юго -Восточной Азии удовлетворяются угля, нефть и газ, но государства АСЕАН привержены переходу к более чистым источникам.
Более того, для LPRP обеспечение будущего дохода от гидроэнергетики имеет важное значение не только для экономической жизнеспособности штата, но и для его легитимности для управления. По мере того, как воспоминания о победе коммунистов со стороны патета Лао Сил в 1975 году исчезают, и появляется новое поколение лидеров с небольшим количеством связей с революционной борьбой прошлого, LPRP стремится создать новый национальный повествование, сосредоточенное на государственном экономическом развитии.
Тем не менее, за десятилетия до того, как гидроэнергетические плотины достигнут своего потенциала, приносящего их доходы, другие сектора должны будут в то же время стимулировать экономику Лаоса. В то время как туризм остается постоянным источником дохода, LAOS должен дополнительно развивать местные отрасли и увеличить экспорт одежды и сельскохозяйственных продуктов, а также электрические и другие промышленные товары, в рамках более широких усилий по диверсификации своей экономики.
Его соседи на востоке и западе – Вьетнам и Таиланд, обе существенные экономики сами по себе – могут быть основными рынками, и планы по новым железнодорожным и дорожным соединениям с обеими странами также дают обещание. В то время как строительство этих экономических партнерских отношений займет время, они особенно важны, учитывая, что Соединенные Штаты сохранили свой самый высокий тарифный показатель на 40% на Лаосе, а правительство в Вьентиане до сих пор не сможет обеспечить какое -либо значительное сокращение со стороны Вашингтона – причина, которой не помогла его тесные политические и стратегические отношения с Китаем.
Основное внимание уделяется гидроэнергетическим плотинам, привело лидеров Лаоса к кризису их собственного создания. Теперь они должны найти способ перемещаться по экономическим последствиям, который рискует раскрыть их великий план.
Майкл Харт – писатель и исследователь, освещающий конфликт и послевоенные проблемы в Юго -Восточной Азии. Он исследовал для Международного института стратегических исследований (IISS) и действий по вооруженному насилию (AOAV), и внес свой вклад в публикации, включая World Politics Review, Diplomat и Asia Sentinel. Он является координатором редакции и социальных сетей в The Pacific Review Journal, базирующемся в Университете Уорика.
https://www.yahoo.com/news/articles/laos-bet-big-china-backed-133632534.html
КОММЕНТЫ