Новая выставка приближает подземный университет в Чехословакии
Это было приключение, имевшее глубокий смысл, зарубежные актеры вспоминают деятельность подпольного университета в коммунистической Чехословакии. Несмотря на значительные риски, они читали лекции на жилищных семинарах, выступали посредниками в контактах между интеллектуалами по обе стороны «железного занавеса» и помогали доставлять книги, компьютеры и принтеры в несвободную страну. Некоторые вернулись в Брно благодаря новой выставке о деятельности брненского подпольного университета в 1980-е годы.
Британский философ-консерватор стал одним из главных иностранных сторонников образовательной деятельности в Чехословакии в 1980-е годы. Роджер Скратон. Он также убедил своего коллегу поехать в несвободную страну. Роберт Гранткоторый затем читал лекции в Праге и Братиславе. Тайная полиция знала о нас, вспоминает Грант.
Перед одним рейсом из Чехословакии Грант оказался в аэропорту в маленькой комнате без окон, где его ждал допрос и тщательный обыск. “Наконец они отпустили меня“, – сказал Грант. По его словам, он на месте давал очень остроумные и вводящие в заблуждение ответы на вопросы тайной полиции. Когда он затем исследовал свое дело после 1989 года, он был удивлен, обнаружив, что коммунистическая государственная безопасность записала их совершенно неправильно.
В качестве тайного курьера он участвовал в контактах между Западом и Чехословакией во второй половине 1980-х годов. Вольфганг Стоксын беженцев из ГДР, учившийся в то время в Оксфорде. Первую поездку в Чехословакию он воспринял как своего рода приключение. Но когда он встретил философов и других интеллектуалов, работавших в сфере ручного труда, и увидел их мужество, он был глубоко впечатлен. “Я сказал себе, что буду продолжать это делать, чего бы это ни стоило.“, – сказал ЧТК Сток.
У одного из диссидентов он наблюдал кропотливое переписывание книг одной даты на пишущей машинке с машинописной бумагой. Некоторые копии были едва различимы. “Я понял, что им нужен компьютер и принтер.“, – сказал он. Оба сумели добраться до Чехословакии, но у них все еще не было текстового редактора с чешскими диакритическими знаками. Он его запрограммировал. Иржи Златушкапозже ректор Масариковского университета.
Появление компьютеров также облегчило контрабанду различных текстов через границы. Stock хранил их на зашифрованных дискетах, что было гораздо безопаснее, чем что-либо на бумаге. На вопрос, боялся ли он во время экспедиций в коммунистическую Чехословакию, Сток без колебаний ответил, что, конечно, боялся. Однако все пять или шесть поездок, которые он совершил в 1980-е годы, прошли без проблем, во многом благодаря тщательному планированию и чрезвычайной осторожности. Он вспоминает, например, ситуации, когда чешский знакомый встретил его в отеле, и они вместе поехали в замок Шпильберк в Брно. “Мы сели на склоне холма, проверили, не подслушивает ли кто-нибудь в кустах, и только тогда я передал новости.— сказал Сток.
Канадско-британский журналист также выступил посредником в контакте между Западом и Чехословакией. Нэнси Дарем. Она начала ездить в Чехословакию после того, как ее партнеру, философу Уильяму Ньютон-Смиту, который ранее читал лекции на семинарах с проживанием, больше не разрешили пересечь границу. Она помнила, что во времена, когда не было Интернета, электронной почты и мобильных телефонов, каждая встреча имела свой смысл и значение, даже если это была, например, просто беседа с небольшой группой людей, передача книги или ссылки. “Мы посеяли семена, установили связи и дружбу. Это сработало— сказал Дарем.
Кураторы брненской выставки также подтверждают, что это сработало. Люди, прошедшие через подпольный университет либо в качестве организаторов, либо в качестве студентов, участвовали в создании свободной академической среды после 1989 года и оставили свой след как ученые, художники и политики. Трое последующих ректоров Масариковского университета Милан Елинек, Иржи Златушка и Петер Фиала, нынешний премьер-министр ODS, также участвовали в семинарах в Брно. К организаторам принадлежал и последующий директор Академии исполнительских искусств Яначека Петр Ослзлы. Функционирование подпольного университета можно сравнить с «луч свободы“, так же называется новая выставка в Моравском краеведческом музее в Брно.
Посмотреть галерею (2)
(Источник: Моравский губернский музей)
КОММЕНТЫ