Культура как капитал: миссия Фунгаи Звиравы по преобразованию творческого сектора Зимбабве -сообщает Paidashe Mandivengerei из www.newzimbabwe.com
Издание NewZimbabwe.com в рубрике Showbiz, Arts & Culture опубликовало 2025-10-24 02:00:00, что
Такудзва Ньямби, Glamour South Africa
За последние несколько лет мы стали свидетелями возрождения на континенте африканской культуры и творчества. Модные дома ссылаются на уличную одежду Аккры на подиумах Парижа. Амапиано — неофициальный саундтрек берлинских клубов. Звезды Нолливуда станут хедлайнерами Netflix.
Согласно отчету ЮНЕСКО за 2023 год, в кино- и аудиовизуальном секторе Африки уже занято около пяти миллионов человек, а годовой доход составляет 5 миллиардов долларов. При надлежащих инвестициях более широкие культурные и творческие отрасли могли бы получать 20 миллиардов долларов в год и создавать 20 миллионов рабочих мест. Это мягкая сила и реальная экономическая трансформация.
Творческое будущее Африки не будет создаваться изолированно. Маркус Гарви однажды представил себе глобальную сеть черных, в которой диаспора и континент будут работать рука об руку. Столетие спустя это видение находит свое воплощение в таких людях, как Фунгаи Звирава, зимбабвийский руководитель отдела рекламы, которая построила свои бизнесы в лондонских залах заседаний только для того, чтобы вернуть их в Хараре, решив объединить местную индустрию, которая могла бы занять достойное место на мировой арене.
«Меня воспитали на юго-востоке Лондона двое отчаянно патриотичных родителей из Зимбабве», — вспоминает она. «Как и многие иммигранты, у меня была своя доля «вернуться в свою страну». Но вместо того, чтобы сломить меня, эти слова напомнили мне, что у меня есть страна». Это чувство принадлежности стало ее компасом. Этот момент выкристаллизовался в 2002 году, когда она наблюдала за выступлением Роберта Мугабе в ООН. “Помимо политики, его послание о суверенитете и расширении прав и возможностей молодежи затронуло что-то глубоко внутри меня. Это было напоминанием, что у меня есть дом, наследие и ответственность”.
После почти трех десятилетий за границей Фунгай Звирава вернулся, поначалу спотыкаясь, но в конце концов пустив прочные корни. «Мне, как репатриантке, потребовалось четыре попытки, чтобы по-настоящему продвинуться вперед», — признается она. «Были невероятные победы и такая же доля поражений, но такова реальность строительства в Африке». Она рассказывает о том, как сохранять простоту, принимать культуру и сопротивляться желанию навязать иностранное мышление.
Этот образ мышления породил Khaya Defero, ее компанию по культурным мероприятиям, и Rogue & Associates, ее рекламное агентство-бутик. Хая Деферо организовала RSVP, AGW, The Big Chill и Zimdaba — мероприятия, призванные поднять само представление о том, как может выглядеть зимбабвийское гостеприимство и шоу-бизнес. “Когда я начал курировать мероприятия в Хараре, я понял, что не существует реального разделения между знаменитостями и фанатами, нет настоящей культуры гостеприимства, которая возвышала бы талант. С помощью этих платформ мы изменили это.
Она также помогла воспитать отмеченных множеством наград талантов, таких как Шингай и Шаша, преодолевая сложный разрыв между известностью в диаспоре и местной значимостью. “Многим художникам, добившимся успеха за границей, трудно восстановить связь дома. Баланс всегда заключается в аутентичности, сохранении зимбабвийского творчества в неприкосновенности и одновременной упаковке его таким образом, чтобы он нашел отклик на глобальном и местном уровне”.
Это же двойное видение пронизывает ее руководящие должности в качестве президента Зимбабвийской ассоциации аккредитованных практиков в области рекламы (ZAAPA) и генерального директора Zimbabwe Music Awards (ZIMA). По ее мнению, эти две отрасли не так уж далеки друг от друга, как думают люди. “Реклама и музыка – две стороны одной медали. В рекламе мы формируем повествования, которые движут рынки. В музыке мы формируем повествования, которые движут людьми”.
Если это звучит как голос опытного оператора, то это потому, что Звирава десятилетиями руководил и лидировал в сферах, где доминируют мужчины. «Когда вы приходите подготовленными, выполняете работу и остаетесь верными своим ценностям, в конечном итоге к вам приходит уважение, даже если это занимает больше времени, чем следовало бы».
Что ее привлекает, так это идея творческого ребрендинга Зимбабве. “Величайший ресурс Зимбабве – это ее люди и их творчество. Я занимаюсь экспортом нашей музыки, наших идей, нашего артистизма”. Это проект одновременно амбициозный и прагматичный, цель которого – представить работу Зимбабве мировой аудитории и наблюдать за тем, как меняются предположения.
В своей следующей главе Звирава делает ставку на технологии как на силу трансформации. Она инвестировала в Black Mobile, панафриканскую компанию, предоставляющую услуги мобильной связи, с представительствами в Зимбабве, Южной Африке, Нигерии, Кении, Ботсване и Замбии.
“Для меня речь идет о том, чтобы обеспечить будущее креативной экономики Африки. Нашим художникам, брендам и рассказчикам нужны платформы, которые были отечественными, разработанными с учетом наших реалий, но при этом достаточно мощными для глобального масштабирования. Black Mobile представляет собой такую возможность”.

КОММЕНТЫ